«…Крылья как у пчелы,
Вместо ушей цветы»…
(«Волшебник-недоучка», любимая мною песенка из репертуара незабвенной А. Б. Пугачёвой)
Вот скажите мне. Кому охота «юзать» чужие тексты на предмет вытаскивания оттуда фразочек и «перлов»?.. А ведь охота! И получается, к моему изумлению, примерно так: а возьму-ка я «нос Ивана Кузьмича», да приставлю к «губам Никанора Ивановича». Как у классика. За точность цитаты не ручаюсь, прошу извинить, но вы поняли, что Николай Васильевич такое говаривал в пьесе «Женитьба». Заметьте, цитирую я честно – хоть и не точно, но со ссылкой на автора.
Некоторые не утруждают себя ссылкой на автора – и знаете, слава Богу! Потому как «иметь отношение» к тому, что получается на выходе в результате такой «женитьбы» – бр-рр… увольте!
В бизнесе такая «охота» удивления не вызывает. Получить «своё» малой кровью – вот суперзадача. Вопросы этики как-то не встают и не вдохновляют. Китайцы, к примеру, берут готовые чужие технологии и …делают на них свой маленький «большой» бизнес. Большой – потому, что их много, китайцев. И «ничего личного», как говорится.
Но вот засада: в копирайтинге поэксплуатировать чужой текст – задачка непростая ))). Трудно им, китайцам, компиляторам и плагиаторам, приходится. Посочувствовать им можно. «НеУдачка» может выйти.
Слова создадут нужный образ, когда автор поработает над каждым. Когда каждое слово, каждая буква и каждая запятая – по назначению и со смыслом. И каждое слово – на своём месте. И за каждое такое слово автор, настоящий Автор, горло будет грызть любому «редактору», доказывая, что только так, а не иначе. Потому что со смыслом – ему, автору, ведомому, и в контексте – который родной и драгоценный, как хорошо удобренная почва, из которой всё и растёт. А иначе, оторвавшись, загнётся. Не рвите цветы с чужих огородов.
Копирайтинг – это работа в пространстве смыслов – с мыслью то есть, а не бездумно и автоматически, методом «копи-паст». Только тогда осмысленный и тщательно выверенный, буквально до буквы, текст порождает образ, задуманный автором и ведущий к так называемому «целевому действию»: прочитай! Дойди до конца! Перейди по ссылке! Купи, наконец!
Только в этом случае каждое или почти каждое слово становится «кодовым». Как это и задумано в копирайтинге. Попытка же перенести понравившийся росток (= строчку) из родной почвы (= продуманного контекста) в чужеродный контекст (= огород) не приводит к результату. И вызовет лишь улыбку у человека понимающего, что тут к чему, и недоумение того, кому текст был предназначен, но прочитан ли в итоге, вот в чем вопрос? Это вряд ли…
Попытка «фэйкнуть» чужое эксклюзивное блюдо, взяв из «подсобки» парочку ингредиентов не приведёт к «вкусному» результату, согласитесь. И тут вашему вниманию любезно и даже с пафосом предоставляется «Гастрономическая» подделка. Если перейти к любимым мною аллегориям на темы «высокой кухни» в копирайтинге.
И получается чаще всего так всё неловко! Не в смысле «неудобно». Им – «удобно». А в смысле полная чепуха. Несвязуха. Галиматья. Бессмыслица. КИСЛОЕ С КВАДРАТНЫМ – Ловите новый мем, копи-пастеры! Ловите, а то как же мы без вас-то, да… )))
Только тогда то, что могло бы им стать – мемом, тем самым – легко превратится в ж… Хотелось сказать помягче – ну, собственно, так и вышло. -; ))) Потому что «брюки превращаются…» © – это отнюдь не всегда. Не у всех. Для этого нужно иметь нечто иное, нежели таланты копи-пастера.
Всё же очень рекомендую в подобном случае ссылаться на автора. А в этом благородном деле добрый Tynt, великий Google, щедрый PLUSO и загадочный Creative Cоmmons вам в помощь. Как-нибудь найду такую возможность и расскажу Авторам, как эти замечательные сервисы «приспособить» на своих ресурсах, чтобы они – и они тоже! – встали на защиту ваших законных авторских прав.
С вами я, Автор, Мария Песковская.
А тут, в комментариях, предлагаю поизощряться на заданную тему. Вперёд, Авторы!
P.S. Ну, например, вот так. © Пошли в народ, оттуда не вернулись. Очень покрадистый человек…
Продолжайте, смелее!
P.S.S. В процессе создания – новый уникальный текст ПРАВИЛА ДЛЯ ПЛАГИАТОРА. Ожидайте )))
Понравилась статья? Вы можете подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить самое интересное:
Следуйте «ЗА СЛОВОМ» by Email
Копирайтинг — это искусство, это вам не мелочь по карманам тырить.
Нельзя не согласиться, Татьяна!